|
С 30 марта по 1 апреля в г. Трехгорный Челябинской области проходила стажировочная площадка «Тьюторское сопровождение старшеклассников как основа формирования компетенций ответственного выбора обучающихся на уровне ФГОС СОО» для педагогических работников из 10 городов России. В работе стажировочной площадки принимала участие учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Десногорска Елена Александровна Петрова, которая поделилась своими впечатлениями.
«Ведущая стажировки, Аксенова Владислава Владимировна – тьютор МБОУ «СОШ №109» г. Трехгорного, сетевой школы проекта «Школа Росатома», - совсем юный педагог, но уже с огромным багажом знаний и умений.
Целью стажировки стало развитие профессиональных компетенций стажеров через погружение в разработку модели образовательной среды обеспечивающей формирование компетенций ответственного выбора.
|
Самое понятие «тьютор» во многом еще непонятно и туманно для многих педагогов России. Кто, что, как, где, зачем и почему – основные вопросы, которые необходимо было выяснить во время стажировки.
Работа началась во время дистанционного этапа стажировки, где произошло знакомство стажеров и командообразующий момент. Основной частью работы стажеров дистанционного этапа стала работа с документом ФГОС СОО для понимания того, с чем стажеры должны будут работать непосредственно на стажировке.
Идея стажировки – выстроить работу таким образом, чтобы стажеры сами могли «примерить» на себя роль тьютора. Для того чтобы понять работу тьютора и его место в школе, было необходимо вычленить из темы три основных понятия – тьюторское сопровождение, образовательная среда и ответственный выбор.
Работа на стажировке началась с определения понятия эффективности образовательной среды. После интерактивной экскурсии по школе был сделан вывод, что образовательная среда старшей школы не может существовать отдельно от начальной и средней школы, и при изменении одной из этих частей изменяются и остальные. Поэтому, при работе над итоговым «зачетным» заданием, стажеры моделировали образ своей собственной среды, опираясь на выводы, сделанные во время стажировки.
|
|
|
После работы с образовательной средой, стажеры сделали вывод, что для регулирования процесса образования и самообразования обучающихся старшей школы нужен человек, который будет помогать осуществлять образовательный заказ, сопровождать индивидуальную программу, координировать и создавать условия для старшеклассника по прохождению его собственно намеченного маршрута. Таким образом, стажеры вышли на следующее определение – тьюторское сопровождение. Каждый из участников приехал с определенным заказом на стажировку, поэтому в начале первого дня было собрано «дерево вопросов». В финале 3 дня вопросы были открыты, и оказалось, что ответы на все вопросы были получены во время стажировки. Главными вопросами оказались – «Функционал тьютора и его работа в школе», «Организация деятельности тьютора в образовательной организации» и т.д. Основная часть работы на стажировке была посвящена изучению и понимаю тьюторской деятельности в школе. Первый день работы был посвящен «понятийному контенту» — нормативно правовой базе, основным принципам реализации сопровождения индивидуальных образовательных программ и разбору трех основных компонентов – индивидуальному учебному плану, социальным практикам и профессиональным пробам и индивидуальному итоговому проекту. В работе были использованы различные формы организации деятельности – в первый день стажеры могли попробовать себя в роли тьютора при работе над формированием образовательного заказа и подготовке к работе с индивидуальным учебным планом с девятиклассниками школы в образовательном событии «Чистый лист».
|
Второй день стал практикоориентированным. Стажерам был предоставлен формат «деятельности по собственному замыслу», что тесно связано с формированием ответственного выбора у обучающихся. Для этого необходимо было разобрать третье понятие – ответственный выбор. Вопрос, который был задан стажерам: «Что есть ответственный и осознанный выбор?» — вызвал бурное обсуждение, которое привело к четкому определению. Осознанный выбор – часть ответственного выбора, при котором приходит осмысление последствий и принятие результата в любом случае. Опираясь на эти заключения, стажеры совершили пробу в позиции тьютора, разработав образовательное событие с десятиклассниками школы. Образовательное событие «Поймай вакансию» погрузило старшеклассников в условия принятия решений в реальной жизненной ситуации.
Стажеры, примерив на себя профессию тьютора, оценили свои возможности и зафиксировали для себя «отправную точку», чтобы в конце третьего дня увидеть приращения и дефициты.
|
|
|
Третий день стал итоговым и оценочным для стажеров. Главной частью дня стала разработка собственных образовательных сред, формирующих компетенции ответственного выбора. Выбор был неограничен – это могла быть «идеальная среда» или реально существующая среда образовательных организаций стажеров. Стажерам была представлена возможность самостоятельно разработать критерии, по которому они оценят друг друга и себя в том числе.
Сопоставив свое собственное видение и оценочное мнение со стороны, стажеры смогли увидеть свои дефициты и приращения во время стажировки. Рефлексивные эссе показали, что позиция тьютора интересна и эффективна, но не все еще готовы принять и тем более стать тьютором. Но также было отмечено, что они готовы работать в команде с тьютором в дальнейшем.
Несмотря на обширность темы и недостаток времени, во время стажировки участники погрузились в среду, осуществляя ряд проб. И даже если не каждый сможет стать впоследствии тьютором, то наверняка сможет привлечь интерес своих образовательных организаций к этой проблеме. Стажеры смогли найти ответы на интересующие их вопросы, получили новые знания для дальнейшей работы».
|